
Планомерность случайностей
Посвящается годовщине смерти р.Ицхака Зильбера. Бывает незапланированный пост. Бывает незапланированная жизнь. А бывает выверенный уход. Так мне показалось тогда.
Ну, вы знаете, что в еврейском году есть один такой странный день. Он неприкаян и немузыкален. И очень не богат темами для размышлений и штудирований.
Сказано, кроме разрушения историй ничего и не учИте.
И вот в такой день он собрал нас всех. Знал ведь, что не отвлечет ни от чего. А заодно и поставит нас к себе в П-образный почти-что двор (и где такие в Израиле ещё находятся).
И будем мы молча смотреть на самих себя. Зная, что для всех нас он куда-то бежал, ратовал, уверял, хохотал, сплевывал по старой лагерной привычке, долго носил лишь серые (не черные, только не черные) костюмы.
Я обычно в пост такой тяжелый из дома не выхожу. Залегаю на дно. А тут мы поехали.
А как было НЕ? Сыну моему тогда только исполнилось 13. Уже взрослый человек по ответу ПЕРЕД. И он поехал. Ведь этот человек держал его на руках. Был сандаком. Когда наши дедушки и бабушки на этой Земле были только ещё фантазийными проектами.
А до этого, когда ещё летали Скады и противогазы болтались в качестве изящного ридикюля, его жена будет уверять нас, ожидавших его на квартире уже часа полтора:
"Кушать захочет - придет."
Помню, странным мне тогда показался режим питания р.Зильбера.
А ещё до этого в одном престранном заведении под названием рабанут, когда вы будете носиться за ним, разыскивая кабинет, кто-то скажет о нем - безранговом : "Разве у таких людей бывают кабинеты?"
А ещё будет фильм. И там он продемонстрирует, как в лагере вырабатывал норму с ведрами, позволявшую ему высвободить Шаббат. И он побежит...
А потом будет кадр в комнате. Прислонившись к какому-то старому шкафу (а там и было уютно, потому что было понятно, хотя бы по мебели), стесняясь что-ли своего этой минуты назначения раздавать ответы - на вопрос со стороны камеры: "Так что же - всё, что дается в этой жизни - это испытание?"
Он помедлит - и вдруг, впервые я увижу его несмеющиеся, а значит, не сощуренные глаза:
"... Испытание. Да, испытание."
..............
Оказывается, я и не знала, что могу в пост подняться в Иерусалим. Он так рассчитал. Хотел видеть нас всех вместе.
Рав Ицхак Зильбер умер накануне поста 9 ава. Шесть лет назад.Похороны проходили в Иерусалиме уже в сам пост. Вечером.
Был - настоящим.
================
Можно почитать здесь.
















Комментарии
пн, 2010-07-19 19:17
yakov.bloch
Низкий поклон всем Писавшим.
пн, 2010-07-19 20:02
Elizaveta
Спасибо. А Вы знали его?
пн, 2010-07-19 20:37
yakov.bloch
Нет, не довелось.
пн, 2010-07-19 20:39
Elizaveta
Да, поняла.
пн, 2010-07-19 18:37
Pila
зихрон Га Цадик ле браха. Это был Bеликий Человек.
пн, 2010-07-19 18:44
Elizaveta
Говорят, когда он уже болел, что-то там врачи делали с его сердцем. Извините, специалисты, за отсутствие терминологии. Вобщем, сердце выглядело так... продырявленное было сердце. Одна большая буква в слове Человек - и продырявленное сердце. Вот я вся премудрость.
пн, 2010-07-19 14:17
KE
Посвящается ему же.

Помещенный однажды в качестве комментария, этот рассказик был стерт, вместе со всем остальным, автором, написавшим пост. Но я настаиваю на его существовании, даже если он задевает чьи-то душевные струны...
И даже если этот пост будет стерт аналогично упомянутому - рассказик сохранится у меня и, возможно, снова появится в Ботинке, потому что я настаиваю: ни один из нас не черный и не белый, все мы с оттенками.
Лет шесть назад я обнаружила в своем психологическом хозяйстве серьезную проблему. Не буду ее описывать, тем более здесь - слишком, чересчур - личное. Скажу только, что я "вылупила" неосторожную фразу года за три четыре до того, а позже у меня сложилось впечатление, будто фраза эта - выкрикнутая мною, заметьте, не в присутствии свидетелей, кроме, конечно, Того, Кто всех нас всегда Слышит! - была воспринята в небесах в качестве "недер", зарока, и что я именно и получаю, якобы, впоследствии - исполнение этого самого "недер".
И так это меня замучило, так мешало мне жить - повторяю, подробностей не будет, сейчас убедитесь: они и не важны в данном контексте - что я стала выяснять у знакомых мне религиозных людей, что такое, по-настоящему, "зарок", и как с ним, если вообще можно, мирно расстаться? Мне отвечали всякими неуверенными рассказами, но лучше всего, считали все спрашиваемые в один голос, посоветоваться с равом. И тогда я решила - действительно, посоветуюсь с равом!
Стала расспрашивать "знающих" людей, кто у нас, из ближайшего окружения, знаток в области зароков. И знающие люди посоветовали мне одного, он, добрейшая душа, Заслуженный Раввин Советского Союза, известный невыезженец и так далее, всех внимательно выслушивает и старается помочь в решении проблем.
Поскольку речь не шла непосредственно о "дать денег", я со спокойной совестью позвонила по данному мне телефону и попросила о встрече. Мне было назначено. В указанное время я пришла. Меня впустили. На кухню - в салоне рав беседовал с молодой парой. Я не вслушивалась через открытую дверь в содержание их беседы, просто ожидала, когда подойдет моя очередь.
Ко мне вышел молодой человек, соответствующим образом экипированный, и спросил, о чем я собираюсь беседовать с равом. Я ответила - это очень личное. Меня попросили не занимать у рава много времени, так как он очень занят. Постараюсь, пообещала я.
Через какое-то недолгое время в кухню вышел рав. Спросил у меня, замужем ли я. Я ответила - да, слава Б-гу, замужем, есть дети, пусть мне будут здоровы, умейн... Моя проблема... О проблеме я сказать не успела ни слова. Мне была прочитана краткая лекция: замужняя женщина должна начать решение всех своих проблем с зажигания свечей в Шаббат и с соблюдения Субботы. Потом, разъяснили мне, начнут "леат-леат" (потихоньку?) решаться все остальные вопросы, но сначала - Шаббат! Я поблагодарила, попрощалась, пожелала здоровья и благополучия, и ушла.
Долго размышляла сама с собой об услышанном и решила: возможно, прав все-таки он, а не я, я подхожу к нашей религии, как к науке - объясните мне это, да разберите то... А ведь потому религиозные люди и называют себя верующими, что для их "серого вещества" это - Вера. Сначала - Шаббат, то есть, имеется в виду, конечно, мицвот - обеты... «наасе венишма!» - «сделаем, потом будем слушать!»... а затем уже - вопросы... если они окажутся в рамках твоей компетенции... насчет "Каббала открывается для всех" - так с этим ортодоксы все еще не согласились, надо заметить!
Пришлось мне как-то своими силами справляться с моей проблемой, еще не совсем справилась, пока...
Но - Б-г мне в помощь!
вт, 2010-07-20 17:42
Avalon
<<...насчет "Каббала открывается для всех" - так с этим ортодоксы все еще не согласились, надо заметить!>>
Летаим не согласны, точней сказать это их функция и удел учить только Тору и Талмуд. У хабодников другое предназначение, вернее сказать то же что у летаим, только не 18 часов в сутки только учеба, не работая. Хабадники все работают+стремятся и познают Кабаллу, в отличии от летаим, которые говорят, что Кабалла-это что-то далекое и необязательное, хотя нужное. Пока доходят до Каббалы, изучая Тору и Талмуд, у большинства людей их вопросы отпадают сами собой, т.к. они находят ответы, в процессе познавания этих книг. Мне очень понравилось высказывание одного еврея:
" Главное это то, что прежде чем душа сможет учить человека, нужно эту душу вырастить, отрастить, построить. А это достигается в первую очередь изучением Торы изо рта рава, как птица кормит птенцов, так рав учит учеников. Плюс соблюдение ВСЕХ заповедей, для чего необходимо изучать алахот во всех их подробностях, а понять алахот без Талмуда невозможно, значит надо учить и Талмуд. И вот тогда, когда от учебы белый свет уменьшиться до размера копейки, Творец станет действительно велик в твоих глазах.
А пока душа размером с точку, то, чему она учит человека называется бла-бла-бла."
....Сейчас по ссылке,читаю мемуары р.Ицхака Зильбера. Прочитал, мне стыдно за себя и таких как я.
вт, 2010-07-20 18:30
Elizaveta
Спасибо, что читали.
я не все высказанные (или процитированные) Вами мысли разделяю, поэтому медлила с ответом.
בלבבי מקדש אבנה...
Знаете такую песню?
вт, 2010-07-20 20:31
Avalon
Песню не знаю, можно ссылку и вооще можно поговорить о том что <<....я не все высказанные (или процитированные) Вами мысли разделяю>>
ср, 2010-07-21 01:51
Elizaveta
Вот слова песни. Видите, я ошиблась. Не Микдаш - Мишкан.
בלבבי משכן אבנה להדר כבודו,
ובמשכן מזבח אקים לקרני הודו,
ולנר תמיד אקח לי את אש העקידה,
ולקרבן אקריב לו את נפשי היחידה.
Я эту песню знаю ещё с последних дней перед отъездом, а потом были интересные истории здесь у меня, связанные с ней.
Вот нашла немного информации:
באחד משיריו של רבי אלעזר אזכרי מופיע הפסוק הבא: "בתוך לבי משכן אבנה לזיוו, קרבן תקריב לו נפשי היחידה".
בעקבות פסוק זה כתב הרב יצחק הוטנר את השיר "בלבבי משכן אבנה", וחיבר לו את המנגינה הידועה.
А воспоминания р. Зильбера, которые Вы читали, были записаны Кармелой Райз. Слышала от Райзов, что любили под гитару петь эту песню на летних дачах-еврейских лагерях, тогда ещё неофициальных.
Я ставлю Вам два исполнения. Не густо в Ютубе на тему этой песни. Ни одно исполнение меня не устраивает до конца. Но это мои заморочки.
======================
А насчет "можно поговорить"... не очень я ЗА разговоры на эту тему.... за словами теряется что- то.... может, как-нибудь. Извините.
ср, 2010-07-21 13:54
Avalon
Благодарю!
вт, 2010-07-20 19:10
Avalon
Да Вы и не обязаны разделать...Спасибо, что написали....я давно так не плакал....
вт, 2010-07-20 19:11
Elizaveta
Знаете, мы же все, как в цепочке стоим. А я вот сейчас здесь расплакалась. Это было так сильно. Правда. честно и сильно.
пн, 2010-07-19 21:45
Саша
три года назад у нас на работе случился период особенно трудный, то есть буквально мне приходилось по двое суток не выходить из фирмы, без сна, питаясь в основном пицами. Мой начальник до сих пор говорит, что именно тогда я решил стать религиозным. Так вот, в это время я как бы в пространство спросил: зебра - это белая лошадка в чёрную полоску или чёрная лошадка в белую полоску. обсуждался вопрос долго и горячо, с привлечением начальников проектов, люди едва не поссорились. конечно, мы не чёрно-белые. :)
пн, 2010-07-19 14:17
Elizaveta
Как здОрово, Лена, что предоставилась Вам возможность поделиться с нами своим взглядом на вещи. Хорошего лета.
вт, 2010-07-20 00:39
KE
Мне жаль, если вы оба, Вы и Саша, не разглядели между строк написанного мною сарказм и обиду. Да, обиду: в помощи мне было в тот день фактически отказано, не всегда, не в любом состоянии человеку подходит предложение зажигать субботние свечи в вечер пятницы в качестве душевного облегчения...
Еще более мне жаль, если это вообще не читается между строк моего рассказика, значит - нужно переписывать.
вт, 2010-07-20 10:35
DrNona
Лена, рассказик переписывать не надо. Все предельно ясно про обиду, но я не совсем поняла сначала, вы говорите именно о Раве Зильбере?
вт, 2010-07-20 11:45
KE
Нонна, сначала у меня проявился ответный вопрос к Вам: насколько это важно - о нем ли? Но потом поняла что - да, важно, очень важно, именно в этом посте написать о ком-то другом - неуважение к памяти, нельзя, да я и не стала бы, мне бы и в голову не пришло.
Для меня и для него, как мне видится, есть уважительное смягчающее обстоятельство.
Начну аллегорией: рав Овадья Йосеф. Не так давно разразившийся скандал "морим-хаморим". В хоре улюлюканья не знаю многими ли был услышан призыв остановиться и понять: человек стар, человек действительно заслуженный, написавший и сказавший в своей жизни много важных и нужных мудрых слов - стар, плохую услугу оказывают ему его ближние, вместо того, чтобы охранить от чужих ушей то, к чему следует отнестись со снисхождением в силу объективных причин - никто из нас не защищен и Б-г нам в помощь в нашей - рано или поздно но обязательно настигнет! - старости, эти люди - они плохие люди однозначно! - раздувают скандал...
Скажете то же самое обо мне? Раздуваю скандал? Но я ведь не из "ближних", даже не из приближенных... Я из "хаморим", "задерживающих приход Машияха своей жестоковыйностью".
В рассказике моем имя не упоминается не случайно!!! Речь не идет о конкретно больном человеке сильно преклонных лет. И обида моя - не к нему, на самом деле - "зихроно левраха!" - судить о нем объективно я не могу - в его лучшие годы я знакома с ним лично не была, как не могу позволить себе судить и, тем более, осуждать раввина Овадью Йосефа - пусть будет здоров!
Речь идет о подходе к проблеме, в общем.
Очень надеюсь, что сумела объяснить себя достаточно внятно.
вт, 2010-07-20 12:30
DrNona
Понимаю. И главное, что Вы тоже все поняли правильно. Речь не идет о конкретно больном человеке сильно преклонных лет. И обида моя - не к нему, на самом деле
Аналогично я - врач, и моим больным наплевать, как я себя чувствую в ту минуту, когда у них беда - так и Вы ожидали совсем другого.
Вы же шли туда за исцелением. а может надо было к психотерапевту. а может действительно не хватало веры. вот я туда не хожу и не горжусь этим, а чувствую себя где-то ущербной, но не связываю людей в черных халатах с высшей Волей, что над нами.
Я сейчас очень благодарна Лизе, что узнала о раве Зильбере так много. И то, что узнала от Вас, только подтверждает его человеческую со всеми слабостями природу. Да, слаб человек, устал, хотел уже отдыхать. Таким образом, я узнала о факте его существования из двух разных источников. а если бы я только прочитала ваш рассказ и все?
Возвращаюсь к тому, что сказала Лиза - Вы, Лена, молодец, что так взвешенно к этому относитесь.
Кстати, ваш недер уже пропал - вы сотворили Новое. В данном случае, родился ваш роман.
вт, 2010-07-20 13:03
KE
Нет, психолог мне тогда не помог бы, может быть и был нужен, но точно бы не помог. А нужно мне было толковое профессиональное разъяснение по поводу этого самого "недер". И рассказ мой именно о том, что не стоит ограничиваться "наасе венишма" по отношению к ищущим ответа.
вт, 2010-07-20 12:42
Elizaveta
"Возвращаюсь к тому, что сказала Лиза - Вы, Лена, молодец, что так взвешенно к этому относитесь."
Как здОрово, Лена, что предоставилась Вам возможность поделиться с нами своим взглядом на вещи. Хорошего лета. - Нонна, вот, в принципе, и всё, что я сказала Лене здесь.
А ещё мне вспомнилось... В том же самом рабануте( будь он неладен:), мне казалось, что моя очередь к счастью обойдена, и некий посетитель тому виной.
А р.Зильбер так возник внезапно (он же всё время куда-то бежал) и обронил: " Только не спорьте, только не спорьте..."
Эх, мне бы ещё помнить это, хотя бы иногда...
вт, 2010-07-20 03:00
Elizaveta
Лена, я ещё как разглядела. Сдержалась ради дня и этого человека. Я не смогу вступить в дальнейшие обсуждения.
вт, 2010-07-20 09:47
KE
А я - так запросто. Мне забыть трудно. Потому что в тот период мне нужно было спасаться от очень, совсем черных мыслей... но мало кто об этом знал, может - никто и не знал. Помог мне человек самый близкий. Как всегда.
Нечего было искать помощи на стороне.
вт, 2010-07-20 09:50
KE
Кстати, рассматривая сейчас ту ситуацию как бы со стороны, сильно подозреваю - меня можно было тогда очень легко и просто привести к самому настоящему, самому искреннему "возвращению"... и уже не отступилась бы...
вт, 2010-07-20 10:15
Ю-ша
Да, и меня проворонили неверным словом.
А может тем, кому слово важнее и не надо?
вт, 2010-07-20 22:34
Саша
Надо, по-моему, ну, в любом случае, пригодится.
Мне вот очень разные, разновозрастные, разноцветные и разнообразованные люди говорили в течение 15 лет верные слова, ничего такого, как правило и не имея непосредственно в виду, а я приводил сам себе известные нам всем аргументы еврейско-русско-советского интеллигента. Но верные слова , оказывется, помнил всё время. А потом были сказаны какие-то особенно верные слова. И я понял. Но слова вот эти, главные, забыл.
- Что за слова ты сказала? - спрашиваю я её иногда.
- Не могу повторить, - отвечает, - да и не нужно тебе уже.
пн, 2010-07-19 13:40
DrNona
Лиза, я уже час читаю записки рава. Честно признаюсь, если бы не ты, никогда бы в голову не пришло.
זכרונו לברכה
Всем, кто соблюдает за нас - צום קל
пн, 2010-07-19 13:54
Elizaveta
Нонна, я уже третьий раз стираю мой ответ тебе. Потому что, прет пафос. Но это правда, что я счастлива, что кто-то ещё узнает об этом человеке.
Нонна, прорвемся только вместе))) Каждый - часть пазла. Как в оркестре, помнишь Феллини, "РЕпетиция оркестра"?
пн, 2010-07-19 13:27
Саша
Да будет благословенна память праведника.
צום מועיל
пн, 2010-07-19 13:47
Elizaveta
Амен.
Знаете, так получилось, что я сейчас засела немножко за парту. Это связано с возможностью дополнительной работы. Вот, сижу, штудирую Бялика поэзию. То, что дети здесь, наверное, когда-то в школьном возрасте знали.
Вот, смотрите, что нашла:
Рыцарь правды и грезы и дерзкой борьбы,
С беззаветной враждой против рабьей судьбы -
И с великой, как скорбь, и огромной, как срам,
И, как море, бездонною жалостью к вам...
переводил Жаботинский, 1897 год.
пн, 2010-07-19 14:11
Саша
есть на иврите?
пн, 2010-07-19 14:32
Elizaveta
Ну, конечно, писалось на иврите. Вот только передо мной - русский вариант. Я постараюсь.
====================
Вот, нашла.
רַב פְּעָלִים, אִישׁ חַי, אֲשֶׁר יִפְעַם בּוֹ לֵב,
וּבַלֵּב יִבְעַר זִיק, זִיק מַרְתִּיחַ הַדָּם,
וּבָרֹאשׁ יִגַּהּ שְׁבִיב מֵאִיר דֶּרֶךְ הָעָם;
אֲשֶׁר יֵקַר לוֹ שֵׁם כָּל-הַגּוֹי וֵאלֹהָיו
גַּם מֵהוֹן וּמִפָּז – מֵאֱלִילֵי הַשָּׁוְא;
אֲשֶׁר מְעַט מַשָּׂא-לֵב, הַרְבֵּה אֱמֶת, עֱזוּז,
שִׂנְאָה עַזָּה לִמְנָת חַיֵּי עַבְדוּת וָבוּז,
חֶמְלָה גְדוֹלָה כַיָּם, רַחֲמִים רַבִּים כִּגְדֹל
שֶׁבֶר עַמּוֹ הָאֻמְלָל וּכְכֹבֶד הָעֹל
У Жаботинского перевод называется "Как сухая трава..."
пн, 2010-07-19 15:10
Саша
спасибо большое
Какие стихи!
и какое счастье , что сегодня у нашего народа есть военно-морской флот и вообще.
пн, 2010-07-19 15:20
Elizaveta
Согласитесь, что Жаботинский силён)).
вот ещё его перевод Бялика.
Как-то по календарю совпало...
....
И, дотлевши, погаснет ваша искра живая,
Онемелый алтарь распадется в куски,
И в руинах забродит, завывая, зевая,
Одичалая кошка Тоски.
1897
пн, 2010-07-19 13:15
Рыжий
צום קל
пн, 2010-07-19 13:18
Elizaveta
спасибо тебе. да, и, наверное, чтобы всем нам полегче было.