
«Qui Pro Quo»* или для танго нужны... трое
Для танго нужны трое. Танго, о котором пойдет речь, вы все прекрасно знаете. Правда, текст известный и привычный нам, сменивший польское изящество щипящих на распевчатость гласных русского языка, не оригинален.... Танго это было написано в довоенной Варшаве, и к его созданию причастны будут трое. Композитор, исполнитель и слушатель-вдохновитель. Начнем с последнего.

Слушатель- вдохновитель.
Артур Голд ( 1897-1942)

Сидеть в оркестровой яме – особое удовольствие. Это всё равно, что заглянуть в мастерскую к Б-гу. Дирижер вовсе и не выглядит страшно гигантским в безграничности своей власти. А вот музыканты, творящие вблизи, безмолвно растолковывают тебе то, на что у дня да и у ночи, слов ещё не накопилось.
Отец Артура Голда был первым флейтистом в Варшавской опере. Михаэль Голд. А маме – Хелене - просто было позволено иметь фамилию Мелодиста. А так как мы помним, что факт фамилии в еврейском народе – дело, относительно молодое, и если уж необходимо было по указу властей сменить давнюю традицию “Некто, сын такого-то” на просто фамилию, так запечатлевали: или город, или имя матери, иль... профессию, например... В случае Мелодиста речь шла об известной клейзмерской династии.
У Голдов был свой посланник в Лондоне. Так почему бы не отправить мальчика туда? После варшавской музыкальной школы Артур продолжит обучение – по классу скрипки и композиции – в Лондоне.
Не знаю, как Лондону, но Варшаве вернувшийся в 1922 году в родной город Артур точно спать не давал. Он и его двоюродный брат Ежи Петерсбурский создадут джазовый оркестр... И никто в Варшаве не посмеет оспорить поговорку: «Когда Петерсбурский играет с Голдом, вы не будете спать всю ночь до рассвета».
Szkoda twoich łez, 1929
(Говорят, что ресторан “Адрия”, где начинали кузены, и по сей день неплохое место вечерних-ночных посиделок... )

Затем Голду захочется самостоятельной карьеры. Оркестр кузена он оставит. Будут гастроли, будет снова Лондон, потом Варшавский театр "Morskie Oko". Будет шикарная квартира на улице Хмельна, 122...

Последний день для перехода на территорию гетто в Варшаве падет на Йом-Кипур 1940 года... Улица Хмельна в 2,8% территории столичного города, выделенного для "карантинной зоны”, для "еврейского квартала” ( странно, но именно в Варшаве нацисты очень долго избегали произнесения вслух слова “гетто”) – не войдет. Именно оттуда Артур Голд перейдет в гетто...
Помните, Владек Шпильман, “ Пианист”, играет в кафе. Кафе Шпильмана времен гетто называлось “Штука”, а кафе Голда эпохи подзаборной (полмиллиона человека просто затолкали за специальный выстроенный трехметровый забор) будет называться „Nowoczesna". Шпильман как раз там ещё до войны пробу пера-клавиатуры проходил...
Распологалось кафе на ул.Новолипки, 10... Кстати, камни брусчатки с улиц варшавских в пятой галерее музея Яд ва Шем – оттуда...
Кто знает, может, есть и камешек с Аллеи Горечи Голда... Горечи, затененной завесой скрипичных пассажей.

Афиша концерта джазовой музыки “ В краю танго”, 9 февраля 1941 года.
Его путь из Варшавы в Треблинку отслеживал сам Курт Франц.
Голд был популярен, известен. В нем нуждались... В Треблинке? Да. Там.
Многие служащие отдела Т4, покинули берлинскую улицу Тиргартенн,4 и ,переместившись в земли более восточнорасположенные, несомненно нуждались в минутах отдохновения. Что, как не скрипка - эта плутовка, которая и плакать, и флиртовать одновременно может – имеет право на безраздельное царствование под туманами польскими.
А ритм музыкальный можно будет использовать и для уравнивания шага... У Голда опыта оркестрового достаточно... А шаг куда? Так, по пути праведному, в небо... (Сужающийся коридор, по которому гнали евреев в газовые камеры в Треблинке, немцы называли "Дорога в небо")
В Треблинке нацисты поручили Голду создать небольшой оркестр. Он стоял со скрипкой на возвышении. В зеленом фраке, с клоунским бантом, играл танго и фокстроты по пути уходивших в газовые камеры.

Среди исполняемых произведений был гимн Треблинки, написанный по указу Курта Франца. И, хотя говорится, что Артур Голд писал музыку на стихи узника лагеря чешского еврея Вальтера Хирша, Франц Сухомель, cлуживший в Треблинке свидетельствовал об авторстве самого управителя Треблинки - Курта Франца.
"Fester schritt"
Твердым шагом.
Я прослушивала ролик несколько раз, сравнивала с текстом и замечала то соотвествие ритму, то несовпадение слов. Сомнения разрешил мой двоюродный брат, живущий в Германии. Во-первых, прослушав ролик, он (а на моей памяти его речь никогда не изобиловала обилием восклицательных знаков) разразился сожалением, что под эту музыку не заставили маршировать самого рассказчика, а во-вторых, подтвердил идентичность двух версий, заметив, что есть стилистические расхождения, но речь идет об одной и той же песне.
Итак, текст...
Frei in die Welt geschaut
Marschieren Kolonnen zur Arbeit.
Für uns gibt es heute nur Treblinka,
Das unser Schicksal ist.
Wir hören auf den Ton des Kommandanten
Und folgen dann auf seinen Wink.
Wir gehen Schritt und Tritt zusammen für das,
Was die Pflicht von uns verlangt.
Die Arbeit soll hier alles bedeuten
Und auch Gehorsamkeit und Pflicht,
Bis das kleine Glück
Auch uns einmal winkt.
---------------------
We look straight out at the world,
The columns are marching off to their work
All we have left is Treblinka
It is our destiny.
We heed the commandant’s voice
Obeying his every nod and sign
We march along together
To do what duty demands.
Work, obedience and duty
Must be our whole existence
Until we too, will catch a glimpse at last
Of a modest bit of luck Hu-Ha.
Текст должен был восхвалять “прелести лагерного существования и дружелюбность обслуживающего персонала”, а также укреплять мысль о судьбоности Треблинки в жизни прибывших туда не по собственному желанию...
Исполнение, которое вы услышали, это фрагмент из документального цикла Клода Ланцмана “Холокост” .
В конце фрагмента обратите внимание на реплику бывшего СС-офицера:
“Вы удовлетворены? Это оригинал. Ни один еврей сегодня не помнит этой песни..."
Ещё бы... А сколько вышло из Треблинки, чтоб было кому помнить..
Если хотите взглянуть чья бравая память постаралась сохранить для нашего человечества хотя бы музыкальную память без присутствия непосредственных творцов таковой, то вот он - "архивариус". На фотографии Сухомель справа.

........................
"Где твое сердце?" Такой фразой начиналось танго, написанное Голдом в 1930 году для звезды варшавской эстрады Веры Бобровской. Артур Голд умел писать хиты, чтобы зажигать звезды других. Артур, где горит сегодня твоя звезда? Где и когда ты, продолжая взмахивать смычком, почти что достигая поднебесий Треблинки, заставил умереть свое сердце?
============================
Эпилог первой части.
Итак, о каком же совместном проекте-танго мы начали здесь разговор. Понимаете, какая штука... Последних воскресений в жизни влюбленных бывает много, а вот новых долгих лет нужно ещё нажелать. Вот поздравление Артура Голда с наступающим новым еврейский годом.

А вот и танго, на написание которого когда-то вдохновил Голд своего двоюродного брата Ежи Петерсбурского. Тот как раз оплакивал “Последнее воскресенье” своей несчастной любви.
---------------
Примечания:
1.
* Qui pro quo ( лат.) - одно вместо другого, путаница, недоразумение
«Qui Pro Quo» - название варшавского кабаре, где играл до войны Артур Голд.
2.
Пост приурочен к трем непростым неделям в истории еврейского народа. С 17-го тамуза по 9 ава. Множество событий горестных происходило в нашей истории в этот период. Депортация евреев Варшавы в Треблинку, в ходе которой будет уничтожено 300 000 человек, будет начата нацистами именно 17-го тамуза. Голд будут депортирован в лагерь в те дни...
















Комментарии
пт, 2012-04-20 08:37
Elizaveta
Скульптурная композиция - струнное трио из Треблинки (фото в посту) выполнена узником Треблинки Шмуэлем Вилленбергом. Скульптура находится в музее, который организовали также люди, пережившие Катастрофу.
Ирена и Яаков Вадиславские - создатели и хранители этого музея, который расположен в городе Ариэль по адресу - ул.Дерех ХаНахшоним, 44, тел.03-9060105
Интересный репортаж Сергея Гранкина о музее.
пт, 2010-07-02 17:02
Босоножка
сб, 2010-07-03 20:46
Elizaveta
Босоножка, правда говорят - всё происходит вовремя. Я пропустила Ваше коммент. а сейчас только нашла. Высший пилотаж... С мячом танго - никогда не видела!!! прелесть. спасибо огромное.
вот - ответный жест доброй воли:) (из припасенного)
пт, 2010-07-02 12:57
Santana
Спасибо, Лиза!
пт, 2010-07-02 13:01
Elizaveta
Сантанкин, очень рада тебя слышать... ещё бы увидеть:)))
может, осенью? :)
пт, 2010-07-02 11:49
kakao4u
Замечательная работа, спасибо огромное! Получил громадное наслаждение. И ...неожиданный щелчок по лбу. Мой отец, зихроно ле враха, родился в Польше, в Лодзи. Но учить нас с сестрой польскому решительно отказывался - он идиш и то неважно знал. Поэтому я вспоминаю из польского редкие обрывки из самого раннего детства. Но, как человеку, знающему украинский, это непростительно переводить название песни "та остатня недзеля" так, как это делал я! Ведь "недиля" это по украински воскресенье, а это должно было меня натолкнуть на правильный перевод "то последнее воскресенье." А я, охломон такой, переводил "...последняя неделя"! При этом я не забывал, что неделя по-польски tydzień.
A "niedziela" это воскресенье!. Лиз, ты такого балбеса видела??
Да, лучше бы по-польски ботал, чем...
Да и польский пригодился бы в последние месяцы больше, а на фене, всё равно не печатают запросы польской прокуратуры ...
пт, 2010-07-02 12:00
Elizaveta
Какава!!! я сейчас со стула упала. Я через...минут ставлю пост про ЛОДЗЬ!!! ты как знал?
мама, что творится...
:)
спасибо тебе большое-пребольшое, а то я мучалась с этим звуковым обманом "неделя-воскресенье" , думала, что переводчики не очень правы. Молодец, что написал. Жди Лодзь. скоро. быстрее, чем еда на Шаббат....
как ты думаешь, авторы не погорячились в припеве?
:)
пт, 2010-07-02 11:05
Мила
Лиза... Нет слов. Да и все сё сказали, что я могла.
пт, 2010-07-02 11:16
Elizaveta
Мила, во-первых, конечно, я рада, если Вам было интересно. А во-вторых, подозреваю, что будут в этой серии (ЕСЛИ ДОПИШУ...ещё куклы должна дописывать) ещё неожиданные открытия. хотя, кто знает, может быть, Вы эти "открытия" наизусть знаете.
И самое главное:
слова, действительно, часто не могут того, что может музыка.
Так , может быть, Ваше танго или фокстрот, или любая другая версия. Поставите?
пт, 2010-07-02 10:18
vananik
Спасибо, как Вы умеете задеть за живое, до кома в горле.Как умеете интересно рассказать - дар Божий, Спасибо.Еще маленькое дополнение,если позволитеШабат Шалом..
пт, 2010-07-02 10:24
Elizaveta
спасибо большое. не смогла бы никогда ни с каким даром достучаться до человека, чье сердце закрыто.. Так что, это не совсем и не столько я:))) это Вы. Шаббат шалом
пт, 2010-07-02 08:33
vic
да,понял теперь о ссылке.
ролик с Сургановой хорош,у неё мало вещей,
где она поет мягко,без надрыва и драки.
*****************************************************
"Утомленное солнце" Сурганова поёт на диске "Чужие как свои".
пт, 2010-07-02 08:39
Elizaveta
Виктор, извините за путаницу. Мне интересно Ваше мнение вот об этом ролике, который замыкает пост!!!:))) извините, за дубль.
пт, 2010-07-02 09:35
vic
мнение,так себе :(
вот этим переключился.
пт, 2010-07-02 09:44
Elizaveta
ТАК СЕБЕ?!!!
позвольте не согласиться:)
а я так зачарованна:) до НЕДОТРОжного состояния:)))
пт, 2010-07-02 10:47
vic
виноват,ну,не дипломат я.
пт, 2010-07-02 10:53
Elizaveta
не люблю дипломатов. всё время врут. хотя попадаются такие обаятельные. но... врут. так что, Виктор, Польша Вам простит. а я уж - как Польша постараюсь:)))
пт, 2010-07-02 13:13
vic
Утомлённое солнце (на пластинке 1937 года вышло под названием «Расставание»)
пт, 2010-07-02 13:21
Elizaveta
Виктор, спасибо конечно, но я так понимаю, что продолжение можно не писать:))))
а если бы почитать снова начало поста... там, вроде, и сочинитель в анонсе заявлен был...
Граждане слушатели, попрошу не отбирать удовольствия у гражданки автора....
Весь репертуар вокруг - пож-та, кроме Ежи Петерсбурского. Он мой:))))
Виктор, Вы хотя бы смущены? :)))
Ну, будем это рассценивать как подарок Рыжему к его возвращению из милуим... А кстати, Виктор, какая связь ЭТОГО исполнения и Рыжего? а она ведь есть.
Рыжий, извини, что мы тут с Виктором о тебе:)
сб, 2010-07-03 11:32
vic
конечно, смущён,
нечего было такой Пост портить.
и какая связь-не знаю.
а какая связь?
сб, 2010-07-03 20:38
Elizaveta
Виктор, не очень представляю ситуацию, в которой Вы могли что-то испортить:)))...
а связь... очень простая - географическая.
ведь первая версия СОВЕТСКОГО танго "Утомленное солнце" - это знаменитый джаз Александра Цфасмана. А Цфасман - земляк Рыжего. Родился в Александровске, то бишь в Запорожье... вот и всё:)
Кстати, Цфасман еженедельно присутствовал в жизни каждого советского телезрителя... т.к.заставка, например, к воскресной передаче "Музыкальный киоск " - это тоже Цфасман.
Ну, давайте, что ли, Цфасмана послушаем немного.
комп.Цфасман, его же оркестр исполняет танго "Тебя здесь нет", поет Павел Михайлов
(самое странное, что в клипе увидела картину Леонида Пастернака "У окна." 1913 года
, которую использовала... Пастернак и Цфасман... , нда, неожиданно:)
===========================================
и это - Цфасман.
чт, 2010-07-01 19:31
oldmarkiz
Великолепная работа! Зачитался много раз!
Готовый сценарий для фильма!
Один вопрос.
Чья это картина на заставке. Я, кажется, ее видел где-то в кино, а автора не знаю.
Спасибо!!!!
пт, 2010-07-02 00:59
Elizaveta
спасибо, Маркиз! я, знаете, очень неаккуратно обращаюсь с Интернетом по поводу сохранения адресов, где нахожу картины. постараюсь найти, помню, как искала.
:)
чт, 2010-07-01 18:25
Пегматит
Лиза, ну почему он не остался в Лондоне....
пт, 2010-07-02 00:57
Elizaveta
Ой, Соня... где что написано-суждено... Вот был такой человек Шмерке Кочергинский... что он только не пережил... а разбился после войны на самолете... так что..
Спасибо, что читала.
Как песня про СОНЕЧКУ? ( не здесь:, в поздравлениях)
пт, 2010-07-02 16:07
Пегматит
Песня понравилась, но я обратила внимание, что с моим именем исполняют песни только в стиле шансон...
пт, 2010-07-02 16:11
Elizaveta
1. Соня, заказывай стиль - сочиним всё, что пожелаешь:)
2. ты хочешь сказать, что о МУДРОСТИ сегодня лишь в шансоне можно?
кстати, понятие ШАНСОН используется немного не по назначению в последние лет 18 в краях наших бывших.
пт, 2010-07-02 16:39
Пегматит
Да теперь это уже не так важно:) Вот в юности у всех подруг эстрадные песни про их имена были, кроме моего. Я тоже хотела, но увы... Только про Светлан, Татьян, Наташ пели мои любимые исполнители:)
Да, я именно про русское толкование шансона писала...
Ну а про мудрость..., тут вообще
гносеологические корниВспомнила, что ты запретила мне выражаться)))пт, 2010-07-02 16:42
Elizaveta
Соня, я - только ЗА выражаться:)
о запрете - не помню.
пт, 2010-07-02 16:52
Пегматит
Значит я неверно истолковала подтекст комментария. ))) Ладно, снова буду.
пт, 2010-07-02 17:25
Elizaveta
Соня, нет терпения крутить и искать. Процитируй.
пт, 2010-07-02 17:39
Пегматит
Там прямая ссылка, только один щелчок, да ладно:)
ХАХА! после "конвергенции генотипа" мне уже и не страшны почти никакие странные слова.
ну , экстра эта самая поляция, так и пусть и её:))))
пт, 2010-07-02 18:01
Elizaveta
так то ж , разговор ученых:)))
не дали примазаться, вредные.
давай, чего хотела выразить выражениями?
пт, 2010-07-02 18:10
Пегматит
Да это я так прикалывалась, если ты имеешь в виду значение моего полного имени, то при использовании его короткого варианта, то вряд ли кто-нибудь об этом задумывался в любом музыкальном жанре

пт, 2010-07-02 18:13
Elizaveta
плохо же ты думаешь о человечестве:)
чт, 2010-07-01 18:12
pszek
Спасибо сердечное,за предоставленную возможность послушать песни моего детства,да ещё и на родном языке!За нахлынувшие воспоминания тех послевоенных лет.
пт, 2010-07-02 00:55
Elizaveta
Ой, как неожиданно! ЗдОрово! красивый очень язык - польский. рада, что так совпало. А я хотела спросить, Вы ставили фотку в пост к Рыжему на 22.06. Это человек в форме армии Андерса?
пт, 2010-07-02 09:33
pszek
Когда Армия генерала Андерса уходила в Иран,отец(на фото у рыжего),по независящим от него причинам,остался на территории СССРа.А впоследствии,когда под Рязанью сформировалась I Польская дивизия им Тадеуша Косцюшко,вступил добровольцем.(Там я и родился но это уже другая история)А на фото отец в форме Войска польского.
пт, 2010-07-02 09:52
Elizaveta
спасибо. как интересно. а Вы не писали здесь об этом?
думаю, что постараюсь в продолжении ещё несколько песен из Вашего детства здесь поставить, а , может, и сюрприз какой будет:)
Шаббат Шалом
чт, 2010-07-01 13:37
-ВесНа-
Лиз, давай как-нибудь по осени ты нам устроишь экскурсию в Яд Вашем, что нибудь такое, что обычно остается за бортом?
пт, 2010-07-02 12:55
Santana
золотые слова!
чт, 2010-07-01 13:55
Elizaveta
да, надо постараться сорганизовать, причем, маршрут сделать нестандартный. или акцент какой-нибудь в тематике выбрать....
сейчас как-раз пытаемся запустить проект русскоязычных экскурсий по четвергам в 17.00 без предварительной записи. Но там пока не предвидится про " За Бортом"
спасибо за осень. хоть не сейчас трястись от волнения буду:)))
чт, 2010-07-01 15:07
Босоножка
Я ЗА такую экскурсию.
чт, 2010-07-01 15:10
Elizaveta
Слава танго!
Спасибо большое за доверие. Бум думать:)))меньше, чем через три часа не расстанемся. ( это минимум:)
чт, 2010-07-01 14:09
-ВесНа-
Сейчас слишком жарко уж... А мы - публика благодарная и если такое сделать в дни школьных каникул, думаю у нас много блоггеров соберется с детками.
чт, 2010-07-01 14:13
Elizaveta
а, если с детками - это надо будет приспосабливать под деток... и младше 10 лет в исторический музей не пускают... А я хотела с родителями поговорить сначала:)))
но если для деток - это немного другой жанрстиль:)
вообщем, поговорим. ещё раз спасибо.
)
пт, 2010-07-02 13:08
-ВесНа-
Да у нас детки-то взрослые - Ю-шины, Котенкины...
пт, 2010-07-02 13:12
Elizaveta
ВесНа, проверено, к сожалению, одна из сторон или задумчиво соглашается принести жертву детям( имею в виду, молодежь подростковую) или другая сторона тихо вынашивает план мести родичам... Утрирую, конечно, но как захотите, так и будет...
чт, 2010-07-01 12:24
БабаКлава
Прекрасный пост. Прочитала, и еще раз перечитаю и прослушаю. Спасибо!
чт, 2010-07-01 12:26
Elizaveta
очень рада, что Вам приглянулось:)
а , когда прослушаете, особенно, ролик последний, то....
хорошего вечера Вам с танго!
чт, 2010-07-01 11:21
zardazan
Знала, знала, что выйдешь на эту тему.
В том посте нет таких подробностей.
Так они теперь есть.
чт, 2010-07-01 11:34
Elizaveta
Нелли! Кроме как предложить Вам руку и сердце, ничего уже предложить не могу... ТУпо молчу, потому как подозревала и Вас тоже:)))) в соучастии....:)
СПАСИБО. а я , как раз намеренно решила обойти тему исследований по поводу ЧТО ЖЕ звучало в Яновском гетто во Львое... Здорово, как мы друг друга дополнили...
для Нелли, для Виктора и для всех, кто заглянет в наш танцзал...
чт, 2010-07-01 11:19
vic
Лиза,спасибо огромное!
масса материала,всё сделано
талантливо.
чт, 2010-07-01 11:29
Elizaveta
спасибо Вам, добрый человек... Правда, исполнение этого известного танго, которое решила поставить,
Piotr Fronczewskiпотрясающее?
Виктор, если бы Вы видели, СКОЛЬКО документов осталось за бортом из архива Яд ва Шем по причине моего тупого незнания польского.... Вы бы поняли одну (маленькую:)))причину моего душевного раздрызга:) Но хранить в себе всё это уже не могла...
Спасибо... Надеюсь, захватить в заложники кого-нибудь, кто знает польский... и тогда - человечество увидит то, что видят лишь мышки, проползающие между полок подвала архивного в Яд ва Шем:)
пт, 2010-07-02 00:28
vic
по этой ссылке танго не увидел.
конечно,в музее есть люди, которые не только польский,
но и русский языки понимают! :)
пт, 2010-07-02 00:53
Elizaveta
Виктор, линк в комменте был на Википедию об актере, который исполняет танго. А спрашивала я про ролик последний. Интересно Ваше мнение.
А в музее, конечно, есть люди разноязыкие. Только, когда вы к ним подкатываете с кипой листочков, а у них в это время собственные свершения... вообщем, долго объяснять... как-нибудь при личном контакте:)