
Леонид Пастернак
Дорогие друзья! Выполняю свое обещание. В Иерусалиме гостила Анн Пастернак.

Анн Пастернак и проф. Владимир Хазан; Иерусалим, русская городская библиотека; 9/03/10
Она - внучка художника Леонида Пастернака и, соответственно, племянница Бориса Пастернака. Живет и преподает в Оксфорде. Хранит и продолжает собирать архив своей семьи.
Леонид Пастернак окончательно покинет Россию в 1921. Конечно же, это будет Берлин. Город, в котором уже в 1938 году присутствие семьи Пастернаков станет невозможным... Так и станет Англия следующей (и, как выяснится позднее, последней) точкей на жизненном маршруте художника.

Портрет сына Бориса, 1917
Борис Пастернак напишет об отце:
"Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, – тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"
Итак, об архиве:

Мастерская Леонида Пастернака в доме на Парк Таун в Оскфорде
"...Почти 25 лет каталагозировалось, описывалось и фотографировалось Оксфордское собрание. Поврежденные холсты и листы с бумагами реставрировались, наклеивались на картон. Ящики с архивами были разобраны, документы описаны."
"2 мая 1999 года при огромном стечении народа музей был открыт. В том же доме на севере Оксфорда, на улице Парк Таун, где прожил последние отпущенные ему годы Леонид Пастернак. В специально затененных, чтобы не выгорала графика, трех комнатах. С подсветкой...
...И в этом же доме сегодня живет Энн Пастернак-Слейтер с четырьмя детьми и мужем, одним из самых известных поэтов Англии Грейгом Рейном. Через месяц после открытия музея состоялась большая выставка в Оксфордском музее Эшмолиан, а также представление огромной работы – двух томов каталога-резоне "Леонид Пастернак: Годы в России: 1875 – 1921",

"...созданного усилиями профессора русской литературы в Университете в Колорадо Римгайлы Салис. Предисловие написал один из самых известных искусствоведов Великобритании Джон Уитни..."
Мать Анн - Лидия Пастернак.

Розалия (Кауфман) и Леонид, дочери Жозефина и Лидия, Берлин, 1921
Портреты дочерей кисти Леонида Пастернака

Лидия и Жозефина, 1908

Oни же, в 1916

...и в 1922
"...Младшая дочь Лидия Пастернак – Слейтер, в чьем доме в Оксфорде жил Леонид Осипович, биохимик, психиатр, все время предоставляла приют разным людям, беженцам из Германии и Польши, сдавала комнаты студентам. Одну комнату, куда падал свет с севера, отдала отцу под мастерскую. И вместе с сестрой делала все, чтобы облегчить ему жизнь.Там доживали свой век родители ее мужа. Она сама растила своих четверых детей, Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав дом в распоряжение жены. Гордый и независимый характер помогал ей переносить невзгоды — боль и горе переливались в стихи."

Лидия Пастернак-Слейтер, Оксфорд, 1970-е гг.
Лишь в панцире душа неуязвима,
Но я на свет явилась без щита.
Жестокость бытия — неотразима;
Жить больно, жить почти невыносимо,
Бессмысленна нагая нищета, —
И с детства я плачу своею кровью
За сердце, обнаженное любовью.
Порой, бывало, рана рубцевалась;
Но вновь рубцы душа моя рвала:
Она под ними словно задыхалась,
И — дикая, — на волю вырывалась,
И счастлива мгновением была,
Чтоб тут же, вспыхнув, наново сраженной
Упасть и биться, насмерть обожженной…
О, сколько раз со мною это было!
Да, мой удел лишь видеть и давать,
Быть нянею, кормить и утешать
Сносить с улыбкой подлость и обманы,
Зализывать душой чужие раны,
Но для своих — целения не ждать.
Ошиблась. Виновата. Позабыла.
Вся боль прошедших лет терзает снова,
И ноет сердце, — больно так сосет…
Но чудятся замолкнувшие зовы.
Ужель освобождающее Слово,
Ужель, как встарь, оно меня спасет?..
Приди, раздайся, благостное, звонко,
И дай мне снова голову поднять!
Расти, расти, целительная пленка,
Быть может, сердце выживет опять.
На вечере я узнала о том, что Леонид Осипович посетил в 1924 году Иерусалим.

Могила праматери Рахели, 1924 г.

Меа Шеарим, тогда же...
Это было в рамках историко-этнографической экспедиции еврейских художников, посланных в наши края по инициативе берлинского издателя, редактора журнала "Жар-птица" Александра Когана.
И ещё... На вечере меня поразил портрет матери художника, сделанный Леонидом Осиповичем в 1900 году.

Леа Пастернак, 1900
И отрывок из дневника Леонида Пастернака, рассказывающий о погроме в Одессе и об отчаянно-зверинном прыжке матери (бабушки Бориса), преградившем путь погромщикам... Текст, как сказала Анн, неиздававшийся на русском языке. Хотя в издательстве Советский художник в 1974 году выходила книга "Леонид Пастернак: Записи разных лет".
Интересно было бы посмотреть. Может кто-нибудь читал/видел...?














Комментарии
сб, 2010-10-23 20:16
Elizaveta
Сегодня читала интереснейшее эссе на иврите Хаима Нахмана Бялика о Леониде Пастернаке. Хотела найти в Сети - не получилось.
Но вот интересные материалы об этом содружестве.
Шуламит Шалит
Зоя Копельман приводит письма Л.О.Пастернака Бялику.
Письма хранятя в архиве Дома-Музея Х.Н.Бялика в ТА. Там же на втором этаже, в рабочем кабинете Бялика выставлена картина Л.Пастернака "Толстой за работой"
пт, 2010-03-12 14:50
zardazan
Автопортрет с женой. 1927 г
Хорошо. Не распалась связь времен.
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!
Борис Пастернак
( его перевод. Гамлет.)
пт, 2010-03-12 06:03
olga_1
Где то читала, что или Леонид или Борис крестились. Национальность не характеризует личность художника, а переход из одной религии в другую о чем то говорит?
сб, 2010-03-13 20:46
Elizaveta
Вот такая важная деталь: вплоть до своего отъезда из России Леонид Осипович оставался ВНЕШТАТНЫМ преподавателем Московского художественного училища зодчества и ваяния, т.к. при приеме на работу (еще в дореволюционной России) отказался креститься.
пт, 2010-03-12 06:50
Elizaveta
Давайте договоримся:
"ГДЕ ТО ЧИТАЛА" будемподкреплять источниками-ссылками , тогда, может, и КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРИНЦИП ("или Леонид или Борис ") уступит место уточнённости.
и вот ещё -
Вы пишете: "em>Национальность не характеризует личность художника, а переход из одной религии в другую о чем то говорит?"
И первая часть высказывания довольно спорная, и во второй толпа нехудожников взывает к Вам в посках разъяснений.
последнее -
"о чем то говорит?"
это настолько личное, кто же мы такие, чтобы туда залезать и вламываться...?
Так, к слову, и в Оксфорде дети Лидии ходили, кроме прочего,в еврейскую школу...(из рассказа Анн Пастернак на вечере 9.03.2010)
А про стихи Розалии Кауфман Вы мне расскажете? я чего-то не нахожу.
Спасибо заранее.
пт, 2010-03-12 04:33
olga_1
Розалия Кауфман была очень талантлива. Писала хорошие стихи на 3 языках.
пт, 2010-03-12 05:49
Elizaveta
а можно поподробнее?
чт, 2010-03-11 23:22
alexaverba_2
Пастели у него изумительные, выразительные,вихревые .К сожалению одна из выставок,которые остались в стороне.
пт, 2010-03-12 00:33
Elizaveta
Нет, выставка в стороне не осталась. Её ещё просто в Израиле не было никогда. Сольной, персональной. Есть в двух музеях (Т-А и Иер-М) картины, последний год были выставлены работы Л.Пастернака в рамках выставки в Т-А музее искусств, такой выставки-воспоминании о чем-то подобном в Берлине в 1907 году...
Персональная выставка была уже даже в Москве. А сейчас Анн (внучка) затем и приехала в Израиль, чтобы продвигать эту идею уже здесь.
А это был вечер-встреча.
А о вихревости... Анн об этом говорила, что дед любил волну, изгиб линии...
пт, 2010-03-12 06:04
alexaverba_2
К сожалению, я не только о Пастернаке, а вообще о выставках,на которые мне не удается попасть
чт, 2010-03-11 22:24
Santana
спасибо за пост. Давайе следующую свою задумку! Уже хочется...)
чт, 2010-03-11 22:40
Elizaveta
Спасибо большое.
Постараюсь.
чт, 2010-03-11 21:44
Босоножка
Все члены семьи Пастернак была черезвычайно талантливы. Жена Леонида Осиповича Роза Кауфман была очень известной концертирующей пианисткой. Ради семьи она оставила карьеру, родив и вырастив 4-х детей . Есть груповой портрет кисти Леонида Пастернака всех его взрослых детей и называется он "День рожденья". Вся семья, кроме Бориса, эмигрировала. Почему Борис остался, потеряв связь с любимой семьей? Это отдельный вопрос. Может быть вам об этом рассказали на встрече?
чт, 2010-03-11 22:16
Elizaveta
Тема эта на вечере не затрагивалась.
Вы знаете, в случае с Леонидом Пастернаком (а ссылок рассыпано в заметке немало...) это не только и не столько ЭМИГРАЦИЯ, а, может, ещё и неудавшаяся попытка возвращения в Москву.
1938 год. Собирались вернуться . Из Берлина поехали в Лондон. А потом и поздно стало...
А вот почему в 1921 году Борис не поехал с родителями - это надо вчитаться в биографию сына, а не отца. Успехов.
Вы правы по поводу Розалии Исидоровны Кауфман. Это, наверное, уже следующая моя задумка.
пт, 2010-03-12 01:25
Мила
Вспомните "Доктора Живаго". Жена эмигрирует, а он остается.
Борис был человеком больших страстей. Причем в 55 (и позже!)л ет пишет потрясающие любовные стихи. Внутри его кипит вулкан страстей, он вновь влюблен. Посвещенные в эту его тайну завидуют его молодости, мощи его чувств...
Мои домыслы, конечно, но думаю, что любовь к женщине удержала его. А позже уже не пускали. Даже Нобелевскую премию получить не выпусстили.
пт, 2010-03-12 07:15
Santana
вот и я о том же подумала. Что биографию пишут посторонние люди, и они будут высказывать свое субъективное мнение. По-моему, лучше читать произведения Пастернака в поисках ответа. А вот что и как случилось с абсолютной точностью, думаю. мы уже не узнаем.
пт, 2010-03-12 13:25
Мила
Вы это понимаете! Более того, он скорее всего сам не сумел бы ответить объективно... И не захотел бы обнажаться перед публикой, да и все близкие ответили бы не однозначно. Что случилось, то случилось. Есть сам факт - остался и эмоции, которые он получил, пытаясь выехать за границу позже.
пт, 2010-03-12 14:44
Santana
да, и еще наши эмоции, что он не уехал...
пт, 2010-03-12 07:18
Elizaveta
спасибо БОльшое.
чт, 2010-03-11 17:57
Мила
К сожалению мы очень мало знаем о Леониде Пастернаке. Преступно мало. Да и тема-то практически закрытая была. Борис Пастернак был в опале после "Доктора Живаго". Стихи его читались и признавались. Он сам (сын) чтился высоко у нас. Как поэтический Олимп. Знали, что Леонид - талантливый художник и жил в Англии. И все. Даже спорили - брат или отец художник.
И еще о том, что есть такая внучка тоже слышали. Вот эту фразу-выдержку о срвавнении значимости и славы отца и сына тоже слышала или читала. Я горда тем, что у нас жил и писал Борис Пастернак.
Из В.Катаева - "Алмазный мой венец":
"Мы его чествовали как своего собрата, в то время как мулат был хотя и свой брат, московский, но стоял настолько выше как признанный гений, что мог считаться не только председателем нашей попойки, но и самим богом поэзии, сошедшим в Мыльников переулок в обличии мулата с конскими глазами и наигранно простодушными повадками Моцарта, якобы сам того не знающий , что он бог."
"Изображая косноязычным мычанием ... ...мулат читал нам:
"...Как лешие, земля, вода и воля сквозь сутолоку вешалок и шуб за голою русалкой алкоголя врываются, ища губами губ".
Нас потрясла "голая русалка алкоголя ", к которой мы уже были близки."