
Была ни была - zardazanетка...
Художник стоит слегка в стороне от картины. Он смотрит на модель; может быть, ему нужно добавить последний мазок, но возможно, что не проведена еще первая линия. Рука в которой он держит кисть, повернута налево, к палитре. На одно мгновение он неподвижно застыл между полотном и красками. Руку мастера удерживает взгляд, который в свою очередь покоится на прерванном движении. События развернутся между кончиком кисти и острием взгляда.

Однако это произойдет не без многих подспудных уклонений. Художник поместился на некотором расстоянии от полотна, над которым он работает.
Иными словами, для зрителя рассматривающего его, он стоит справа от картины, занимающей весь левый край и повернутой к зрителю задней стороной; видна лишь эта изнанка да огромная рама, поддерживающая полотно.

Напротив, художник прекрасно виден во весь рост; во всяком случае, его не скрывает высокий холст, который, возможно, загородит его, когда, шагнув к нему мастер вновь примется за работу. Вероятно, он только что предстал перед глазами зрителя, выйдя из чего-то вроде большой воображаемой клетки, проецируемой назад поверхностью, над которой он трудится.
Теперь, когда работа приостановилась, его можно видеть в нейтральной точке этого колебания. Его темная фигура, его светлое лицо посредничают между видимым и невидимым: выходя из-за холста, уклоняющегося то нашего любопытства,художник входит в поле нашего зрения, но, как только он шагнет вправо, скрываясь от нас, он разместится в точности перед полотном , над которым он работает, там где его картина, на мгновение оставшаяся без внимания, снова станет для него полностью зримой.
Дело обстоит так, как если бы художник мог быть одновременно видимым на картине где он изображен, и сам видеть ту картину, на которой он старается что-то изобразить. Он пребывает на стыке этих двух несовместимых видимостей.
Слегка повернув лицо и наклонив голову к плечу, художник смотрит...
___________________________________________________
Угадав одного , назовите другого, который смотрел иначе.
(А слово в заголовке придумал блоггер Putnik! Аккурат к ДР блога. Ну и выдумщики мы все).














Комментарии
чт, 2009-11-26 23:57
БабаКлава
Прочитала твою zardazanетку... ну, и ответы к ней, канешнажа... Вспомнила детство... сколько ж меня маман так дрессировала... что характерно, помню не всё, чему учили....
чт, 2009-11-26 22:08
elisheba33
Tet Nelly-eschoooooooo!!!!
чт, 2009-11-26 22:19
zardazan
Почитай:Мишель ФУКО. Безумец в эпоху постмодерна.
чт, 2009-11-26 22:34
elisheba33
Lubimec Dali,eto ego videnie Las Meninas
чт, 2009-11-26 23:08
zardazan
Ну и бог с ним! :)
Пикассо написал около 60 вариаций на тему "Менин".
Вот еще фантазия художницы о том, что могло происходить до и после момента, запечатленного на картине: королевская семья в присутствии нескольких придворных позирует художнику. Для того чтобы снять "89 секунд в Алькасаре", художнице потребовалось собрать команду из 35 человек, включая архитектора, декоратора, хореографа, костюмера, актеров и съемочную группу. Панорамная видеосъемка заняла 4 дня, для осуществления проекта потребовалось три года. Режиссер – Ив Суссман, хореография – Клаудиа де Серпа Соарес, костюмы – Карен Янг, звук – Джонатан Беплер. Король Филипп IV – Джефф Вуд, королева Мариана – Хелен Пикет, Диего Веласкес – Вальтер Сипсер.
Художница о своей работе:
"89 секунд в Алькасаре" - это видеоработа, тщательно сконструированная по знаменитой картине Веласкеса и снятая в жанре cinema verite*. Видео выглядит совершенно барочным, но вдохновение черпалось из абсолютно другого источника – из интереса к повседневному...
Соединяя единственную сцену, которую мы видим на картине, с цепью событий, предшествовавших и последовавших ей, я попыталась скорее придумать сценарий и хореографию для человеческого тела, чем просто задокументировать какие-либо движения.
* Cinéma vérité (букв. "киноправда") – сочетание документальных съемок c художественными приемами.
Ив Суссман
чт, 2009-11-26 22:00
Nik
Блин, поздно зашел, я знал правильный ответ, но пришли гости, сидим выпиваем. Нелли, пеши есчо :)))
чт, 2009-11-26 22:05
zardazan
сидим выпиваем. Аллаверды! )))
Вот, пишу ишо.))
В Прадо с автопортрета молодого Веласкеса на вас смотрит юноша восточного типа. В Израиле такие лица через третье на четвертое. Выясняется, что отец его был вообще-то из Португалии (на территории которой скрылись после изгнания сто двадцать тысяч испанских евреев), что фамилию вообще-то он взял почему-то материнскую (ну это мы понимаем) и что впоследствии, уже будучи придворным живописцем Филиппа Четвертого, долго, унизительно долго не мог вступить в орден Сантьяго, куда так стремился попасть. И что этим делом даже занималась все та же святая инквизиция, перед которой художник должен был доказывать свое благородное происхождение.
Кстати, так и не смирились высокородные рыцари ордена Сантьяго с плебеем Диего Веласкесом, и, когда тот умер, даже не явились на похороны, - как это положено было по уставу ордена. Так что к могиле великого живописца несли на своих плечах рыцари ордена Калатравы. Дина Рубина.
Веласкес был марраном,крещёным евреем...
чт, 2009-11-26 21:49
Putnik
Пикассо?
чт, 2009-11-26 22:01
Santana
Думаешь, это?
чт, 2009-11-26 22:16
zardazan
Опоздала!)))
Вот еще подробности про "Менины" Веласкеса.
В висящем на стене зеркале видны два отражения – это король Испании Филипп IV Габсбург и королева Марианна Австрийская, вторая жена и родная племянница государя. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь, инфанта Маргарита. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую — Исабель де Веласко. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. С ней беседует гвардадамас — придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Не забыты любимые забавы испанского двора: карлик-шут Николасито Пертусато толкает ногой дремлющую собаку, а рядом с ним стоит карлица Мария Барбола.
На заднем плане в дверном проеме видна фигура дворецкого королевы Хосе Ньето де Веласкеса, родственника художника. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец испанского монарха и один из первых художников Европы. Ему 57 лет. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес - к тому же и апосентадор, т.е. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г., и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. (Ниже читай, что пишет Рубина).
Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas“. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст? Разумеется, нет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia“ - «Семья». В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Поэтому нас не должна удивлять вольность художника, изобразившего рядом с инфантой приближенных придворных, карлицу и шута.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья? Что за картину пишет Веласкес, и кто ему позирует? Вот уже четвертое столетие искусствоведы, философы, культурологи ищут ответа на эти, казалось бы, простые вопросы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней.
На это указывает отражение в зеркале. А почему в мастерской находится инфанта? Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель, и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти.
Этот пристальный взгляд, прикованный то к модели, то к холсту, знает каждый, кому приходилось наблюдать за работой живописца.
Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса, и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник. Источник.
чт, 2009-11-26 21:52
zardazan
Да!
300-летие шедевра Веласкеса "Менины" было ознаменовано появлением пародии Пикассо и блестящего эссе Мишеля Фуко, которым открывалась его книга "Слова и вещи. Археология гуманитарных наук". ( Откуда мной взят текст в посте).
Основная тема Веласкеса - отношения реальности, или того, что мы полагаем реальностью, - и его изображения, а также - сама возможность, право художника эту реальность изображать (а это означает и одновременное творение иной реальности).
чт, 2009-11-26 21:53
Putnik
Ачуметь.
чт, 2009-11-26 21:43
Santana
в зеркало?
чт, 2009-11-26 21:57
zardazan
Умница!
Фуко (см. ниже) рассматривает сквозь призму отношений языка и живописи.
Пикассо остается в том же проблемном поле, но ведет при этом свою игру по своим правилам. Его в первую очередь интересует художник...
... и он создает то единственно возможное, что остается любому, кто обращается к шедевру Веласкеса - зеркало.
В данном случае - зеркало для художника, для любого художника, для себя в том числе и, может быть, в первую очередь для себя.
Фуко отмечает, что голландской живописи была присуща традиция, "согласно которой зеркала играют роль удваивающего средства: они повторяли то, что впервые давалось в картине, но внутри воображаемого, измененного, ограниченного, искривленного пространства. В таком зеркале виднелось то же самое, что и на первом плане картины, но в расчлененном и вновь воссозданном, по иному закону, виде". На картине Веласкеса художник оказывается чуть выше остальных персонажей: выше отраженной в зеркале королевской четы - Филиппа IV и его супруги Марианны и даже выше случайно заглянувшего в мастерскую посетителя, спускающегося по лестнице.
Дверной проем и зеркало у Веласкеса симметричны, примерно равны по размеру; дверь и зеркало сопоставимы и как мифологические персонажи , поэтому, дверной проем может здесь быть зеркалом, в котором отражается любой случайный и не случайный посетитель-зритель (ср. греч. θύρα "дверь" при θύραῖος - "за дверью находящийся, т.е. вне дома или страны; отсутствующий; чужой" и οί θύραθεν "враги").
Художник у Веласкеса лишь значительно ниже (судя по размерам холста) королевской четы, которую ему еще предстоит изобразить на картине. Но и здесь - ирония художника: только он, художник, способен увеличить, возвеличить то, что, может быть, великим в "реальности" не является.
На картине Пикассо художник - монстр, его голова упирается в потолок, его рост в три раза превышает рост остальных персонажей и равен высоте холста.Энциклопедия культуры.
чт, 2009-11-26 21:22
alexaverba_2
Менины Веласкеса
А смотрит он на папу принцессы,то есть на короля
чт, 2009-11-26 21:25
zardazan
Да!
(Вопрос не исчерпан).
чт, 2009-11-26 21:25
Putnik
Кого надо назвать, короля?
чт, 2009-11-26 21:27
zardazan
Нет.
чт, 2009-11-26 21:37
Putnik
Другого художника?
чт, 2009-11-26 21:38
zardazan
Да.
чт, 2009-11-26 21:39
Putnik
Они были знакомы?
чт, 2009-11-26 21:09
Босоножка
Не знаю, о чем вы тут говорите, но ход ваших мыслей мне нра...
zardazan.net.ca
чт, 2009-11-26 21:17
zardazan
зар-ДА-за-НЕТ-ка, данетка. )))
чт, 2009-11-26 21:10
Босоножка
O-o-o-ops!
чт, 2009-11-26 21:01
Putnik
Ренесанс?
чт, 2009-11-26 21:08
zardazan
Нет.